АРАН. Фонд 542С.

Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Академии наук СССР

Переименования:

1938-1961 Институт машиноведения Академии наук СССР

1962-1979 Государственный научно-исследовательский институт машиноведения им. А.А. Благонравова (с 1975 г.) Государственного комитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению (затем Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР) с сохранением научно-методического руководства со стороны АН СССР

1979-1991 Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Академии наук СССР

1991- Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук

Краткие сведения о фондообразователе:

Создан 1938 г. в Москве. Предшественниками являлись: Комиссия по изучению долговечности машин при АН, Машиностроительная секция ТЕСО, организованная 26 июля 1935г. под председательством Е.А. Чудакова, Комиссия машиноведения при Группе технической механики ОТН, организованная в начале 1936г. и упраздненная 13 ноября 1938г. Институт входил в состав Отделения технических наук (ОТН) до 1961г. В 1962-1979 гг. институт имел государственное подчинение и назывался - Государственный научно-исследовательский институт машиноведения Государственного комитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению (затем Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР) с сохранением научно-методического руководства со стороны АН СССР. В 1975 г. Институту машиноведения присвоено имя А.А. Благонравова - Государственный научно-исследовательский институт машиноведения имени А.А. Благонравова. С 1979г. институт вновь стал подчиняться АН СССР и входил в Отделение механики и процессов управления (ОМПУ), с 1986г. в - Отделение проблем машиностроения, механики и процессов управления (ОПММПУ)

Историческая справка

Институт машиноведения им. А.А. Благонравова (ИМАШ)

1938-1961 Институт машиноведения Академии наук СССР

1962-1979 Государственный научно-исследовательский институт машиноведения им. А.А. Благонравова (с 1975 г.) Государственного комитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению (затем Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР) с сохранением научно-методического руководства со стороны АН СССР

1979-1991 Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Академии наук СССР

1991- Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук

Входил в состав Отделения технических наук (ОТН) до 1961г., с 1962г. АН осуществляла научно-методическое руководство деятельностью института, с 1979г. входил в состав Отделения механики и процессов управления (ОМПУ), с 1986г. в - Отделение проблем машиностроения, механики и процессов управления (ОПММПУ)

Создан в Москве в составе Отделения технических наук по решению Президиума АН СССР от 15 октября 1938г.1

Предшественниками ИМАШ являлись: Комиссия по изучению долговечности машин при АН, Машиностроительная секция ТЕСО, организованная 26 июля 1935г. под председательством Е.А. Чудакова, Комиссия машиноведения при Группе технической механики ОТН, организованная в начале 1936г. и упраздненная 13 ноября 1938г.2

В задачи Комиссии машиноведения входило самостоятельное проектирование машин наиболее современной конструкции и наиболее приспособленных к условиям промышленности страны.

На базе Комиссии и ее лаборатории организуется Институт машиноведения с разделами работ: теория машин и механизмов; трение и износ в машинах; расчет и конструирование машин и деталей; холодная обработка металлов резанием.

4 мая 1939г. Президиум АН утверждает включение ИМАШ в состав ОТН и возлагает на него решение комплексных научных проблем, обеспечивающее научное решение вопросов конструирования, производства и эксплуатации машин3. 4 декабря 1939г. Президиум АН утверждает состав Ученого совета института4.

В 1941г. ИМАШ эвакуируется из Москвы в Казань, где его основной задачей становится решение научно-технических проблем авиастроения. В 1943г. институт был реэвакуирован и продолжил деятельность по основным научным направлениям.

20 октября 1950г. по постановлению Президиума АН, в целях расширения работ, в ИМАШ был переведен из Института точной механики и вычислительной техники Отдел точной механики под руководством ак. Н.Г. Бруевича5.

В постановлениях Президиума АН от 9 мая 1951г., 27 июня 1958г., 16 апреля 1965г. утверждался состав Ученого совета ИМАШ.

Структура института неоднократно менялась и утверждалась постановлениями Президиума АН 7 мая 1952г. №106, 17 октября 1952г. №573, 24 декабря 1954г. №688, 9 января 1959г. №12, 18 ноября 1960г. №10256.

По постановлению Президиума АН протокол № 3 § 12 от 9 января 1959г. в составе ИМАШ была организована Лаборатория прочности деталей при повышенных температурах7.

23 января 1959г. по постановлению Президиума АН протокол № 6 § 23 ИМАШ организовал при 1-ом Государственном подшипниковом заводе Комплексную лабораторию8.

По распоряжению Президиума АН №3-586 от 19 апреля 1961г. ИМАШ был передан в ведение Государственного комитета СМ СССР по автоматизации и машиностроению9.

Затем институт перешел в ведение Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР с сохранением научно-методического руководства со стороны АН.

В 1975 г. Институту машиноведения присвоено имя Анатолия Аркадьевича Благонравова (1894-1975) - Государственный научно-исследовательский институт машиноведения имени А.А. Благонравова, который он возглавлял более двух десятков лет, до последнего дня своей жизни.

В связи с решением директивных органов от 21 января 1979г. и в соответствии с указанием зам. председателя СМ СССР Л.В. Смирнова от 26 октября 1979г. АН и Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности СССР договорились о передаче в течении 1-го квартала 1980г. Государственного научно-исследовательского института машиноведения им. ак. А.А. Благонравова из системы министерства в ведение Академии наук10.

Для передачи и приемки института была создана специальная комиссия. 10 апреля 1980г. в постановлении Президиума АН протокол № 18 § 382 был утвержден акт о передаче института и решено считать Государственный научно-исследовательский институт машиноведения им. ак. А.А. Благонравова в системе ОМПУ АН с 1 апреля 1980г. и впредь именовать его - Институт машиноведения им. А.А. Благонравова АН11.

Тогда же были утверждены и основные направления научных исследований института: механика машин и управление машинами; виброакустика машин, вибрационные процессы; биомеханика систем, «человек-машина-среда»; прочность, надежность и долговечность машин и конструкций; трение и смазка в машинах.

3 июля 1980г. по распоряжению Президиума АН №10115-1019 на институт было возложено финансово-хозяйственное и материально-техническое обеспечение Комиссии АН по проблеме «Механика и техника использования некоторых окислов»12.

22 июля 1980г. по распоряжению Президиума АН №10115-1126 на институт было возложено руководство Научного совета АН по проблеме «Роботы и робототехнические системы»13.

По постановлению Президиума АН №4/17/5 от 18 января 1982г. ИМАШ и Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургического машиностроения Минтяжмаша СССР были утверждены головными организациями Проблемной комиссии «Машиностроительный комплекс СССР» НСП АН СССР и ГКНТ14.

11 апреля 1985г. по постановлению Президиума АН протокол № 22 § 487 был организовать филиал ИМАШ в г. Свердловске на базе Отдела комплексных проблем машиностроения Института металлургии Уральского научного центра АН15. В задачи Свердловского филиала ИМАШ входила разработка теоретических основ и принципов проектирования и систем машин непрерывной технологии; создание научных основ оптимизации метериало- и энерготрудоемкости машин и систем машин; разработка проблем повышения надежности, прочности и долговечности машин и систем машин. Окончательное формирование филиала института в г. Свердловске произошло 30 января 1986г. по постановлению Президиума АН протокол № 6 § 7616. В составе филиала действовали специальное конструкторское бюро, опытное производство и испытательный полигон.

9 января 1986г. по постановлению Президиума АН протокол № 2 § 43был организован филиал ИМАШ в г. Ленинграде17. В задачи этого филиала входило: разработка и создание эффективных методов и средств определения, обеспечения и поддержания надежности машин и конструкций, работающих в экстремальных условиях; разработка методов установления и продления ресурса машин при одновременном снижении материалоемкости и энергопотребления машин; проблемы автоматизации научных исследований, процессов проектирования машин и технологической подготовки производства в машиностроении.

9 апреля 1986г. по постановлению Президиума АН был создан еще один филиал ИМАШ в г. Горьком18. В его задачи входило: разработка и внедрение в производство новых упрочняющих технологий с целью повышения прочности, износостойкости и надежности изделий машиностроения; разработка методов расчета на прочность и износостойкость упрочненных элементов оборудования и машин при статическом и циклическом нагружениях; разработка методов снижения материалоемкости конструкций за счет оптимального применения новых упрочняющих процессов.

19 мая 1987г. по постановлению Президиума АН протокол № 22 § 273 был организован филиал ИМАШ в г. Саратове со специальным конструкторским бюро и опытным производством19. В задачи Саратовского филиала входило: автоматизация конструкторских и технологических разработок новой техники, оптимальной по технико-экономическим показателям; проблемы комплексной автоматизации машиностроительных процессов; разработка технических и программных средств управления и диагностики в автоматизированных производствах; разработка методов и средств метрологического обеспечения машиностроительных производств. 19 марта 1996г. филиал был закрыт.

15 сентября 1987г. по постановлению Президиума АН протокол № 35 § 862 был организован филиал ИМАШ в г. Куйбышеве с опытно-конструкторским бюро и опытным заводом20. В задачи Куйбышевского филиала входило: автоматизация научных исследований и испытаний машин, механизмов и приборов; оптимизация проектирования изделий машиностроения; разработка новых технологий и их комплексная автоматизация; проблемы конструкционной прочности, надежности и долговечности машин.

22 января 1988г. в постановлении Президиума АН протокол № 2 § 12 было решено преобразовать Уральский филиал ИМАШ в Институт машиноведения Уральского отделения АН, сохранив научно-методическое руководство за ОПММПУ АН21.

11 декабря 1990г. по распоряжению Президиума АН №11500-1028 на ИМАШ было возложено организационно-техническое и финансовое обслуживание Научного совета АН по проблемам гидродинамики22.

25 июня 1991г. по постановлению АН № 191 филиал ИМАШ в Ленинграде был преобразован в Институт проблем машиноведения23.

Организатором и первым директором ИМАШ был ак. Е.А. Чудаков (1938-1952гг.), затем директорами были: ак. А.А. Благонравов (1954-1975гг.), ак. К.В. Фролов (1980-2007гг.), с 2007 г. директором Института машиноведения им. А.А.Благонравова является академик Р.Ф. Ганиев.

В работе института приняли участие многие выдающиеся советские ученые: академики - И.И. Артоболевский, Н.Г. Бруевич, Ю.Н. Работнов, А.А. Бочвар, В.И. Дикушин, А.А. Микулин, В.Н. Никитин, Н.Н. Рыкалин, В.П. Линник, Б.С. Стечкин, А.И. Целиков; члены-корреспонденты - Н.С. Акулов, В.А. Аркадьев, Д.П. Великанов, Н.П. Давиденков, В.В. Добровольский, Н.Н. Ковалев, И.А. Одинг, Е.П. Попов, К.К. Хренов, А.П. Гусенков; Н.И. Пригоровский, М.Г. Лозинский, А.И. Петрусевич, Н.П. Раевский, ММ. Хрущев и др.

Основными направлениями работы ИМАШ в довоенные годы стали наиболее важные для машиностроения того времени проблемы: теория механизмов и машин, трение и из нос машин, прочность деталей машин, обработка металлов резанием. Были поставлены различные экспериментальные исследования и испытания, совершенствовалось оборудование, создавались новые механизмы, аппараты, приборы. Началась подготовка атласов и пособий для конструкторов и инженеров-механиков, издание стандартов, нормативов, статей и монографий по научным проблемам машиноведения. Исследования по трению и износу, теории механизмов, проводившиеся в лабораториях института, быстро внедрялись в авиастроение, станкостроение, энергетическое и транспортное машиностроение. Мировое признание получили работы Е.А. Чудакова по устойчивости и управляемости автомобиля. Были заложены теоретические основания новой научной дисциплины «теория автомобиля». Был разработан ряд новых типов измерительной аппаратуры и созданы приборы для изучения динамических процессов в работающих машинах (портативный девятишлейфовый осциллограф, вибрографы, акселерографы, торзиограф и др.).

В период войны институту были поручены особо важные исследования оборонного характера, связанные с совершенствованием авиационной и автомобильной техники, решением технологических и материаловедческих задач в области моторостроения. Разрабатывались приборы для контроля качества конструкционных материалов, деталей и элементов конструкций, велись изыскания средств и методов без аэродромной посадки боевых самолетов в условиях снежной зимы.

В послевоенные годы институт разрабатывал новое направление отечественного машиностроения - энергетическое машиностроение. ИМАШ выполнил ряд исследований для обеспечения прочности, ресурса и живучести мощных гидротурбин. Большой вклад коллектива института был вложен в реализацию проектов крупных гидроэлектростанций: Днепропетровской, Цимлянской, Куйбышевской, а также ТЭЦ Мосэнерго.

В дальнейшем институт занимался проблемами атомного машиностроения, в частности совершенствованием водных реакторов, эксплуатируемых в СССР, ГДР, Чехословакии, Болгарии, Финляндии. Значительный объем исследований и разработок был выполнен в интересах судостроения, двигателестроения, авиации, сельскохозяйственного машиностроения, а с 50-х годов и в области космического машиностроения.

В 1980-е - 1990-е годы перед институтом встала задача выработки системного подхода к решению проблем машиностроительного комплекса, начиная с оптимального проектирования, конструирования материалов, совершенно новых по своей структуре, построения систем управления с использованием ЭВМ, разработки методов автоматизированного производства на базе прогрессивных технологий и кончая созданием эффективных методов эксплуатации и технического обслуживания. В ИМАШ был выполнен ряд фундаментальных разработок, получивших высокую оценку и реализованные в промышленность. Это цикл исследований по созданию методов расчета конструкций из композиционных материалов, разработка научных основ расчета и повышения прочности энергооборудования по критериям трещиностойкости, создание металлофторопластовых подшипников, разработка и внедрение крупногабаритных сварных конструкций и др.

В начале 1990-х годов ИМАШ совместно с целым рядом академических учреждений разработал новые принципы построения высокопроизводительных многофункциональных машин, аппаратов и устройств с повышенной надежностью на основе многокритериальной оптимизации показателей надежности. Разработаны научные основы и технологии обеспечения надежности деталей и узлов машин за счет модифицирования упрочняющих поверхностных слоев, создания износостойких и антифрикционных покрытий на основе полимеров, углерода, тугоплавких соединений. Разработаны основы компьютерного конструирования новых материалов и технологий на основе механики среды со структурой, физического материаловедения, информационных технологий и волновой теории прочности. В институте были созданы уникальные экспериментальные комплексы по отдельным направлениям современного машиноведения, например по вибрационной биомеханике. В 1969г. ИМАШ выступил инициатором создания Международной федерации по теории машин и механизмов (ИФТОММ), кот. объединяет ученых и специалистов свыше 30 стран мира. Как головная организация Межотраслевого научно-технического комплекса (МНТК) «Надежность машин», институт координирует работу более 40 предприятий и учреждений 15 различных министерств и ведомств. ИМАШ осуществлял и большую издательскую деятельность. Так был подготовлен фундаментальный 7-томный справочник «Механизмы в современной технике», 6-томный научный труд «Вибрация в технике», 25-томная серия «Основы проектирования машин». Свыше 40 лет регулярно выходили сборники «Механика машин», более 20 лет - журнал «Машиноведение», с 1990г. он был переименован в «Проблемы машиностроения и надежности машин»24.

За время существования ИМАШ РАН создана уникальная экспериментальная база, которая располагает различным исследовательским оборудованием, в том числе:

- испытательные машины "Instron", "MTS", "MFL" для определения механических характеристик материалов при статических и циклических нагрузках

- испытательные комплексы для исследования триботехнических характеристик узлов трения

- лазерные голографические установки "Rottenkolber" и "Newport" для анализа перемещений при статических и динамических нагрузках

- рентгеновские анализаторы напряжений

- электродинамические и электрогидравлические вибрационные стенды с широкими диапазонами частот и амплитуд возбуждения

- виброизмерительные и виброиспытательные комплексы "Брюль и Къер", "Prodera".

1 Ф. 2. On. 6а. Д. 15. Л. 143.

2 Ф. 395. Оп. I. Д. 39. Л. 3,4, 77.

3 Ф. 2. Оп. ба. Д. 18. Л. 59,61.

4 Там же. Д. 19. Л. 194.

5 Там же. Д. 79. Л. 64.

6 Там же. Д. 84. Л. 66-67; Д. 165. Л. 61; Д. 179. Л. 64.

7 Там же. Д. 157. Л. 46.

8 Там же. Д. 157. Л. 126.

9 Там же. Оп. 13. Д. 285. Л. 19-24.

10 Там же. Оп. 1. Д. 518. Л. 124; Д. 464. Л. 30.

11 Там же. Д. 511. Л. 145-146: Д. 464. Л. 30.

12 Там же. Д. 550. Л. 201.

13 Там же. Д. 551. Л. 180.

14 Там же. Д. 791. Л. 17.

15 Тамже. Д. 1119. Л. 12-13: Д. 1079. Л. 10-1 1.

16 Там же. Д. 1228. Л. 147-148; Д. 1 165. Л. 30-3 I.

17 Там же. Д. 1228. Л. 62-63; Д. 1 162. Л. 50-51.

18 Там же. Д. 1230. Л. 10.

19 Там же. Д. 1317. Л. 33-34.

20 Тамже. Д. 133 1. Л. 40-41.

21 Там же. Д. 1416. Л. 17.

22 Там же. Д. 1648. Л. 103.

23 Там же. Д. 1684. Л. 42.

24 Вестник АН СССР. 1989. №8. С. 142.


Свернуть

Ссылка на информацию о фондообразователе: Институт машиноведения им. А.А. Благонравова

Вверх